Обручение.
Осенняя пора на протяжении долгого времени была самой желанной для молодых влюбленных пар. После уборки урожая и посева приходило время, когда молодые, решившие соединить свои судьбы, могли пожениться. Именно осенью в Украине наступала пора свадеб, которые начинались после Покровы (14 октября). Об этом говорит и народная мудрость: «Покрова накрывает траву листом, землю снегом, воду льдом, а девушек – брачным венцом». Впрочем, процесс женитьбы в украинских селах свадебным обрядом, а начинался задолго до свадьбы.
После того, как молодые решили соединить свои судьбы и извещали об этом родителей, те устраивали своеобразные смотрины. Под предлогом какого-либо праздника родители будущей невесты приглашали в гости будущих сватов, угощали лучшим, что было в доме, демонстрировали свое хозяйство и дочкины поделки. В ответ родители жениха устраивали ответный визит. Если смотрины проходили удачно, то определяли день, когда засылались старосты.
Старосты были главными действующими лицами сватания или обручения. Как правило, их роль исполняли дядья жениха или другие уважаемые односельчане, которые хорошо владели искусством переговоров. Стуча в дверь дома, где жила невеста, старосты говорили, что они „охотники, напавшие на след куницы”, который и привел их в дом. Если сваты приходили без предварительной договоренности, то их в дом впускали, а жениха оставляли на улице до тех пор, пока девушка с родителями не решала, пускать его или нет. Если парня в дом так и не впустили, то говорили, что девушка „дала гарбуза”. Если же девушка давала согласие на брак, то перевязывала сватов собственноручно вышитыми рушниками, и с того времени молодые считались обрученными.
Украинское обручение определяет те отличия, которые украинский семейный уклад имеет по сравнению с другими соседними народами. Только в украинцев брак был проявлением обоюдного желания молодоженов на совместную жизнь, поскольку девушка имела право выбора, и последнее слово было именно за ней. Более того, при обручении обсуждались наиболее важные аспекты будущей супружеской жизни. Если будущий муж не соглашался на эти условия, то вполне мог получить отказ.
Одним из таких условий было «понедельничанье». Этот обычай на сегодняшний день не сохранился, точнее, растворился в буднях. При обручении невеста спрашивала у жениха, разрешит ли он ей понедельничать. Обычно парень давал на это согласие. В таком случае в течение первых лет после свадьбы, до рождения первого ребенка, жена могла каждый понедельник посещать «женские посиделки». Женщины собирались в одном из домов, сносили туда продукты, готовили блюда, пели, пряли, а самое главное – могли вести откровенные беседы о своей супружеской жизни. Мужчин на «понедельничанье» не допускали. Достаточно часто свекры протестовали против такого обычая, но обещание, данное мужем при обручении, не давало права запрещать женщине посещать «посиделки». Если же муж обещание нарушал и все же запрещал жене «понедельничать», то она имела право на официальный развод, что в прошлом в Украине случалось очень редко.
Итак, обручение не только устанавливало факт взаимного согласия на супружескую жизнь, а и укрепляло права жены в будущей семье, подчеркивая таким образом уважение и особенное отношение в украинской традиции к женщине – хозяйке, матери, хранительнице домашнего очага.
В течение месяца после обручения родители готовились к свадьбе, а у молодых еще было время, чтобы окончательно обдумать свой выбор. В течение этого времени будущие молодожены еще посещали вечерницы и другие молодежные собрания, но уже выступали в роли пассивных наблюдателей. На последних вечерницах молодые благодарили друзей и подруг за внимание и добрые советы, младшим приказывали придерживаться обычаев, и приглашали всех на свадьбу.
Свадьба проходила через месяц после обручения. Свадебному обряду в Украине можно посвятить большой цикл статей, и в следующих номерах мы расскажем о тех особенностях свадьбы, которые отличают ее и ставят на особое место среди других народных обрядов. |