Журнал Настуня
Русский
Українська
Магазин Журнал Настуня Журнал Настуня
Лучшее
Журнал Настуня
Из бабушкиного сундука
Журнал Настуня
Для самых дорогих
Общение Секреты
рукоделия
Главная Конкурс
Вышивай и выигрывай
Издательство Места продажи
журнала
Бесплатные схемы
для вышивания
Ссылки Контакты
Разделы / Журнал НАСТУНЯ

Старожитности

Рождение ребенка – всегда событие. К нему готовятся заранее, с ним связывают большие надежды. Учитывая такую важность события, рождение сопровождается магическими и обереговыми обрядами. Во время родов в доме открывали двери, отмыкали все замки, развязывали все узлы, чтобы ребенок легче вышел на свет. Все это делала специально приглашенная женщина, опытная в таких делах – баба-повитуха. В разных районах Украины ее называли по-разному: на Подолье – баба-бранка, на Полесье – баба, бабушка, на Полтавщине – баба пупорезная.

Желая ребенку сладкой судьбы, родня угощала домашними варениками всех, кто собрался по поводу рождения на улице или перекрестке.

Большое значение при рождении ребенка имела первая купель, у которой было большое обереговое значение. По народным представлениям, вода символизировала силу и чистоту. Чтобы судьба ребенка была развязанной, воду брали из ближайшего проточного ручья-оберега. Ее приносил в кувшине отец, или кто-то из мужчин по линии его рода. Чтобы ребенок рос здоровым, использовали свяченые травы и цветы (священное зелье), в купель девочки добавляли мед, иногда молоко, чтобы была красивой; мальчикам ложили корень девясила, чтобы сильными росли, а иногда – топор, чтобы умели мастерить.

Считалось, что от того, как ухаживать за ребенком в первые дни жизни, зависит судьба младенца. Верили, что если постелить под низ девочке отцовскую сорочку, то раннее замужество ей обеспечено, а для того, чтобы парень связал свою судьбу с хорошей женой, по той же причине стелили мамин стан от сорочки. Под голову ребенку ложили нехитрые орудия и предметы, которые определяли будущую способность к хозяйствованию: девочке – иголку, веретенко, лодочку; мальчику – гвоздь, молоток. Новорожденного заворачивали в чистый мамин свадебный рушник, а потом до крещения – в пеленки из отцовских сорочек.

Ребенка было необходимо как можно быстрее окрестить, а до того времени нельзя было ни выходить с ним в люди, ни принимать никого чужого дома. До крещения ребенок охранялся от всего злого целым рядом оберегов, самым распространенным среди которых была красная ниточка, завязанная на запястье у ребенка. Целым собранием оберегов выступала детская колыбель. В древности колыбель делали из священных деревьев – вербы, дуба, ивы, явора. Форма колыбели была похожа на круг (овал). И форма колыбели, и слово «колыбельная» были надежными оберегами младенца от злых сил. Колыбель крепили к сволоку на крюке четырьмя веревками.

Сволок – брус, на котором держался потолок дома, символизировал прочность жилища, долговечность и служил оберегом. На нем записывали имена, важные даты, события из жизни семьи, вырезали кресты. Четыре веревочки колыбели также символизировали четыре стороны света, которые ждут ребенка.

Младенец был самым дорогим сокровищем жилища. Матери не случайно мечтали о «шелковых веревочках, золотых спинках, серебряных колокольчиках» разрисованной колыбели, которые символизировали светлую и богатую судьбу потомка. Рядом мать нежно нашептывала: «Сон в колыбель, дремки в глазки, здоровье на богатство, спи, мое дитятко». Магия монотонного пения, спокойное, легонькое покачивание колыбельки, «золотишко – мамино ребятишко» спокойно закрывало глазки. Особенное значение имела вышивка, которая служила и как украшение, и как оберег на простынях и наволочках подушки: «Кладу ниточку на счастье, на здоровье сыну: чтобы рос крепким и красным, как заря навек. Живую нитку с Солнца возьму, а зеленую у трав. Подарит небо синюю, звездочка - багряную».

В традиции крещения на первый план выходят крестные родители (кумовья). Ведь после обряда крещения, принимая опеку над ребенком, они должны были во всем быть ему примером. Для ребенка крестные были вторыми родителями, они должны были принимать участие в воспитании, помогать в трудную минуту. Во многих регионах Украины, в случае утраты родных отца и матери, их для ребенка заменяли крестные.

У крестных родителей должна была быть «крижма» – белое полотно, на котором держали ребенка во время крещения. Потом крижма служила материалом для первой сорочечки для ребенка. Первую сорочку называли лелей, и в леле ребенок ходил до 9-10 лет. На леле вышивали белыми нитками, чтобы ребенок хорошо рос. Лелю обязательно надо было подпоясывать, чтобы четко разделять добро и зло.

Считалось, что соблюдение обрядов при рождении ребенка помогало младенцу успешно пройти свой жизненный путь. Поэтому и сегодня стоило бы знать и придерживаться этих несложных, но действенных обрядов, для того, чтобы жизнь новорожденных в нашем бурном мире сложилась как можно лучше.

   Рекомендуем:

 Артикул:
 ChS-0026-2

 Цена за шт.
  30.00 грн.
 подробнее
 Артикул:
 A3plus'14-167

 Цена за шт
  80.00 грн.
 подробнее

   Новости магазина:

25-09-2021

Заготовки рушныков ТМ "Настуня" в налычии в терырьох размерах

0,23х1,4 м.

0,30х1,5м.

0,36х2 м.

0,50х2,5 м.

подробнее >>>


  Магазин     Журнал Настуня     Издательство     Бесплатные схемы   
для вышивания
  Общение      Секреты рукоделия      Контакты